Узелковый батик: 3 самых простых способа создания узора на ткани

Узелковый батик встречается в культуре многих народов. Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы. Краска на проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся.

Узелковый батик в Индии

В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.

Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.

Узелковый батик: 10 модных вещей с размытым рисунком

18 августа 2013, 00:00 | Катя Баранова
7 выбрали

Узелковый батик – это способ окрашивания тканей, при котором перед началом работы ткань скручивают, связывают, складывают, делают на ней узлы и узелки. Получается такая своеобразная абстракция, неповторимый размытый рисунок. Эта техника пришла к нам из Индии и распространилась необычайно быстро благодаря простоте исполнения и эффектности результата.

Чаще всего получившийся орнамент так и оставляют, но некоторые художники создают таким образом основу для прорисовки: получаются невероятно интересные картины на ткани.

Сегодня эта техника нанесения красок на ткань снова выходит на первой план. Размытые рисунки появляются на рубашках, платьях, а также кедах, рюкзаках и даже очках (тут, конечно, имеется в виду имитация техники). Некоторые умельцы могут похвастаться золотыми руками, а, значит, любую вещь они могут превратить в оригинальную и неповторимую. Здесь вам на помощь придут многочисленные мастер-классы, опубликованные в Сети.

Тем же, кому недостает умения, времени или желания возиться с красками и тканями, дизайнеры предлагают уже готовые модели одежды и аксессуаров, раскрашенных с помощью техники узелкового батика.

Что касается трендов, следует отметить, что сегодня в моде приглушенные варианты окраски. Яркие сочетания цветов присутствуют редко, сменяясь либо монохромными вариантами, либо и вовсе приглушенными оттенками красок, как, например, зелено-серый на купальнике, придуманном Рианной для марки River Island или серый на юбке Mango.

Очки, Charlotte Russe Кеды, Vans
Рюкзак, Juicy Couture Шарф, Vince Camuto
Купальник, Rihanna for River Island Джинсы, Tory Burch
Жилет, Catherine Malandrino Топ, ModCloth
Топ, Proenza Schouler Юбка, Mango

Лично мне больше нравится монохромные варианты размытых узоров. Для себя я бы приглядела топ Proenza Schouler и рюкзак Juicy Couture. Я также обратила особое внимание на очки Charlotte Russe и шарф Vince Camuto. А что понравилось вам? Носите ли вы вещи с подобным рисунком? Умеете делать его сами?

Катя Баранова, etoya.ru

Фото: teenvogue.com

Процесс работы в технике узелкового батика

Подготовка ткани

Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.

Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.

Завязывание узелков

Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.

Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.

Узоры и эффекты в узелковой технике

Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.

Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.

Окрашивание ткани

Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:

  • Окрашивание кисточкой. Для этого заготовку с узлами размещают в неглубокой емкости, а затем наносят необходимое количество красителя. Можно использовать несколько цветов, нанося их один за другим. Следует учитывать, что соседние цвета могут смешаться и дать новый оттенок.
  • Окрашивание погружным способом. При таком способе также можно производить многоцветное окрашивание.

Многоцветное окрашивание

  1. На натянутой ткани рисуют различные полосы, пятна, кляксы. После высыхания на ней завязывают узелки и погружают в краситель более темного оттенка, чем использовали до этого.
  2. На отрезе завязывают узелки и погружают в емкость с самым светлым цветом. Затем, не развязывая узлов, заготовку просушивают и завязывают новые узлы на свободном месте.
  3. После этого работу снова погружают в раствор красителя более насыщенного оттенка или более темного цвета, чем предыдущий.

Процедуру можно повторить несколько раз. Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.

Закрепление красителя

При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.

При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.

При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.

Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.

При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).

Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.

Простой мастер-класс

Первым делом необходимо подготовить все необходимые материалы. Для работы потребуются:

  • Шприц для инъекций.
  • Иголка.
  • Красители.
  • Сода.
  • Простой карандаш.
  • Прочные нитки для шитья.
  • Ткань из хлопка — примерно 40 на 40 сантиметров.

Весь процесс выполнения узелкового батика можно разделить на семь этапов:

  1. ​Для начала нужно приготовить раствор соды. Для этого полтора стакана соды размешивается в одном литре воды. Получившуюся смесь необходимо тщательно перемешивать до того момента, пока вся сода не растворится. Теперь с помощью карандаша необходимо начертить три геометрические линии на куске подготовленной ткани.
  2. Вдоль размеченных линий необходимо проложить различные стежки. Узлы завязывать на конце нитки. Это позволит избежать распускания строчки.

  3. Аккуратными движениями нужно стянуть все строчки до максимального предела, после чего закрепить конструкцию узлами. На этом этапе должен получиться определенный узор.
  4. Полученный узел необходимо поместить в раствор соды примерно на 30 минут.
  5. Через полчаса конструкция вынимается из раствора. Нужно аккуратно отжать весь материал от лишней жидкости и разложить его на полиэтилене.
  6. Теперь можно перейти к красителям. Он загоняется в шприц для инъекций. Необходимо аккуратно поливать картину краской. После этого нужно поместить ткань в полиэтиленовый пакет и оставить для полной окраски на сутки.
  7. По истечении суток необходимо убедиться, что краска полностью высохла, и тщательно прополоскать изделие под потоком холодной воды, а потом под теплой. Теперь нужно медленно распустить все строчки и простирнуть ткань в теплой воде с мылом.

Сочетание узелкового батика с другими техниками

Узелковый батик можно сочетать с другими техниками — с холодным или горячим батиком. Часто узелковая техника является базой для цветочного мотива, который в дальнейшем прорабатывается в технике холодного батика.

В этой технике можно окрашивать не весь отрез, а только часть. В процессе кипячения можно оставить один край не окрашенным, закрепив его над емкостью с красителем. В результате переход от цветной части к неокрашенной получится мягким. Затем на неокрашенном участке можно выполнить роспись в любой технике.

Узелковый батик. Мастер-класс с фото для начинающих

Открытка «Букет цветов». Батик. Мастер-класс с пошаговым фото.

Автор: Захарова Наталья Аркадьевна воспитатель МДОУ№20 «Лумикелло»г.Петрозаводск Описание: Данный мастер-класс предназначен для воспитателей детских садов,педагогов дополнительного образования,учителей начальных классов Назначение: оформление интерьера,подарок для близкого человека Цель: Создание композиции»Букет цветов»средствами узелкового батика. Задачи: Познакомить с техникой росписи по ткани — узелковый батик(с технологией выполнения). Формировать композиционные навыки, воображение, творчество, фантазию.

Немного информации
Батик-это обобщённое название разнообразных способов ручной росписи по ткани. В основе всех этих приёмов лежит принцип резервирования,то есть покрывания не пропускающеим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашеннымии образовать узор. Когда-то, давно, люди разрисовывали ткань вручную. И способов росписи существовало множество. Узоры наносились кисточкой, деревянными штампами-набойками или специальным составом, который позволял расписывать не всю ткань сразу, а частями. Последним способом рисовало по ткани малайское племя батаков, оттуда и пошло название росписи-батик. Существует две техники росписи — «горячая» и «холодная». Горячий батик
Нанесение контура рисунка или отдельных участков ткани горячим воском или парафином для предохранения от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов.

Холодный батик
Основан на применении специального состава, в основе которого находится клей. Этим составом покрываются очертания рисунка, которые обязательно должны иметь замкнутый контур. Затем работа расписывается красками в соответствии с замыслом.

Самый древний вид росписи – это в технике
«бандан» узелковый батик. Один из его видов – «планш» — был распространён в Индии. Некрашеное полотно покрывали множеством очень мелких узелков, располагая их по определённому узору, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и снимали нити с узелков, в результате появлялся узор из белых звёздочек. При надобности ткань подобным образом можно было раскрашивать не один раз, удаляя старые узелки и завязывая новые.

Узелковый батик Эта техника чрезвычайно результативна в руках детей — она им очень нравится тем, что можно от души поупражняться в цветовой окраске, в композиции узоров, показать свои способности художника по росписи ткани. Например, узор в виде круга дети называют солнышко. Вот как он выполняется. Возьмём светлую белую ткань. Камешек , горошину, пуговицу, подложим под ткань, плотно обвяжем снизу нитками и завяжем узелок. Ещё в двух местах перевяжем ткань и окрасим. Окрашивают ткань последовательно (соблюдая аккуратность) в несколько цветов: с одной завязкой её опускают в красную краску, с другой в оранжевую, концы ткани в жёлтую Для этого участки ткани с шариками погружают в раствор красителя, а остальную часть ткани придерживают палочками (или прищепками).Чтобы получить более мягкие живописные переходы от цвета к цвету, перед окрашиванием ткань нужно хорошо смочить и отжать. Закончив работу – развяжите все завязки и вместе с детьми полюбуйтесь, что получилось. Каждый раз результат будет иной, непохожий на предыдущий. Это разнообразие нравится детям. Пока изделия влажное, прогладьте утюгом – краска будет дольше держаться.

Роспись используется в интерьере:

Одежда:

Материалы для работы:

1.Хлопчатобумажная ткань(бязь,ситец) 2.Катушка ниток 3.Ножницы 4.Кисть(белка №4) 5.Акварельные краски 6.Стакан для воды. 7.Клей ПВА

Пошаговый процесс выполнения работы:

1. Берём ткани.Размеры на ваше усмотрение.

2.Маркером для ткани помечаем, где у нас будут цвете.

3.Где пометили маркером,берём ткань тремя пальцами, вытягиваем и заматываем ниткой,не завязывая.

4.Отрезаем ещё нить и заматывае пониже.

5.Узелок готов.

6.Так же делаем второй и третий.

7.Кладём клеёнку на стол,берём краски и закрашиваем только верхнюю часть (Цвет на ваш выбор).

8.Другими цветами окрашиваем серединку и нижнюючасть.

9.Окрашиваем второй и третий узелок.

10.Разматываем нитки и разворачиваем ткань.Вот, что получается.У всех рисунок будет разный.

11.Дорисовываем кистью стебель,листья.Чтобы изобразить листья, можно взять засушенный лист,покрасить его краской и приложить на ткань.Получается очень красиво и оригенально.

12.Закрашиваем фон.

13.Сушим.Дома можно использовать утюг,фен.В условиях детского сада это запрещено,поэтому мы просто сушим на подоконнике. 14.Обрезаем углы.

15.Выбираем цветной картон и приклеиваем.

16.Кладём под пресс,чтобы привысыхании не погнулась. 17.Работа готова.Можно украсить интетьер или подарить близкому человеку.

Детям очень нравиться работать в этой технике, вас она тоже заинтерисует.Желаю творческих успехов.

Рекомендуем посмотреть:

Рисование по ткани с детьми

Лошади. Роспись по ткани Мастер-класс по батику. Панно «Магнолии» Роспись на футболках своими руками. Мастер-класс

Похожие статьи:

Роспись по ткани в домашних условиях для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото

История техники батик

Роспись по ткани существовала в Древнем Египте, затем она появилась и в восточных странах: Китае и Японии. А уже в XII веке распространилась в Индонезии. Сейчас это один из наиболее знаменитых центров батика, и эта древняя техника продолжает жить и развиваться там до сих пор.

В начале XX века она стала распространяться по всему миру. В том числе появилось одно из направлений росписи в Африке. Там украшали платки, праздничную и повседневную одежду, элементы декора интерьера и т. д.

Батиковые изделия имели символическое значение и часто использовались в обрядах. Например, на свадьбу молодых обвязывали платком, который символизировал объединение их душ. Да и сейчас у народов восточных стран остались некоторые традиции, связанные с этим искусством.

Похожие материалы:

Tory Burch | River Island | Vince Camuto | Juicy Couture | Proenza Schouler | Catherine Malandrino | Vans | Vince | Rihanna | топ | очки | шарф | кеды | жилет | джинсы | рюкзак | футболка | купальники | Рианна | осень-зима 2012/2013 | весна-лето 2013 | Mango | техника нанесения | Ткани | узор | рисунок | художник | дизайнер | орнамент | купальник | Аксессуары | абстракция | оригинальность

Статьи

  • Мини-юбки: вчера, сегодня, завтра 22 апреля 2012, 07:00
  • Hermès: Вдохновение — в истоках 22 ноября 2012, 01:00
  • Звезды в стиле Stella McCartney 06 ноября 2013, 00:00

Видео

  • Весна-лето 2010 Wanted Beauty от Helena Rubinstein 12 июня 2010, 00:00
  • Весенняя коллекция макияжа от Givenchy 17 февраля 2011, 00:00
  • Make-Up тренд Осень-Зима 2012 от ведущего визажиста Clinique Дженны Менард 06 ноября 2012, 15:33
Ссылка на основную публикацию
Похожее